Разработка ИТ-стратегии
Стратегия в области информационных технологий (ИТ-стратегия) — это часть общей стратегии развития компании (в том числе в части управленческого учета и бюджетирования), в которой указано, каким образом, на основе каких технологий, в какие сроки и за какой бюджет для конкретного предприятия возможно повысить эффективность бизнеса (сократить затраты или получить дополнительную прибыль).
Первая задача ИТ-стратегии — снизить операционные расходы предприятия, а вторая задача (и наиболее важная) — превратить ИТ-службу в двигатель бизнеса (в том числе и в части управленческого учета и бюджетирования). Если для Вашего предприятия актуальны некоторые из перечисленных ниже аспектов, то Вам необходима формализованная ИТ-стратегия: - Существенная зависимость бизнеса от информационных технологий (ИТ); - Желание владеть информацией, то есть информационное лидерство на целевом рынке; - Системный подход в реализации общих стратегических целей предприятия; - Неудовлетворенность пользователей текущим состоянием их информационной поддержки; - Появление новых технологий, способных увеличить эффективность основного бизнеса компании; - ИТ-бюджет приобретает размеры, заметные руководству; - Статус руководителя ИТ-службы повышается до уровня высшего менеджмента.
Мы предлагаем разработку ИТ-стратегии предприятия на основе лучших мировых практик и международных стандартов (см. раздел ITIL, ITSM, CobiT). В результате предприятие получает комплексное видение развития ИТ-инфраструктуры на ближайшие несколько лет.
Направления разработки ИТ-стратегии
- Стратегические цели и задачи в сфере основного бизнеса, имеющие отношение к ИТ и реализуемые, в том числе, с их помощью; - Стратегические цели и задачи ИТ исходя из бизнес-задач (в том числе управленческого учета и бюджетирования); - Функции ИТ-службы в компании; - Общие подходы к реализации стратегических задач ИТ. Например: - Способы реализации проектов (инсорсинг, аутсорсинг, разработка, стандартные решения и пр.); - Подход к поддержке ИТ-сервисов (традиционный, SLA); - Организационные аспекты и т.д. - Основные этапы реализации ИТ-стратегии; - Оценка бюджета реализации ИТ-стратегии; - Система мотивации персонала; - Конкурентные преимущества, которые получит бизнес в результате реализации ИТ-стратегии (снижение TCO, повышение информационной безопасности, увеличение прибыли и пр.); - Возможные риски; - Ключевые факторы успеха реализации ИТ-стратегии (Critical Success Factors, CSF); - Ключевые показатели достижения целей ИТ-стратегии (Key Goal Indicators, KGI); - Ключевые показатели эффективности реализации ИТ-стратегии (Key Performance Indicators, KPI).
Этапы разработки ИТ-стратегии
Этап 1: Аудит ИТ-службы по стандарту CobiT. Задача — понять какие ИТ-сервисы в данный момент используются и как они функционируют. Также анализируются не только технологии, но организация работы персонала и процессов. По результатам аудита дается экспертная оценка уровня развития ИТ в соответствии с моделями зрелости CobiT; Этап 2: Оценка соответствия уровня развития ИТ текущим и перспективным требованиям бизнеса. Задача — определить какие сервисы нужны для оптимального функционирования бизнеса и каков должен быть уровень зрелости ИТ через несколько лет, чтобы достичь бизнес-целей; Этап 3: Разработка ИТ-стратегии. Основные задачи — определить этапы и подходы к достижению целей развития ИТ, оценить необходимый бюджет и систему мотивации персонала, разработать критерии оценки эффективности реализации ИТ-стратегии, формализовать основные преимущества, который получит бизнес.
Примеры ключевых факторов успеха (CSF) реализации ИТ-стратегии
- Наличие формализованной бизнес-стратегии (в том числе в части управленческого учета и бюджетирования); - ИТ-процессы cогласованы с ИТ-стратегией и бизнес-целями предприятия; - Определены участники и распределение обязанностей в рамках ИТ-процессов; - Участники ИТ-процессов обладают необходимой квалификацией; - Осуществляется непрерывный мониторинг ИТ-процессов и повышение их эффективности; - Руководство предприятия осознает важность ИТ для бизнеса (в том числе в части управленческого учета и бюджетирования); - Определены цели и задачи развития ИТ; - Информация доведена до всех; - Управление ИТ интегрировано в процесс управления предприятием (в том числе в части управленческого учета и бюджетирования), определены направления развития ИТ, управление рисками, процесс контроля и политика безопасности.
Примеры ключевых показателей достижения цели (KGI) ИТ-стратегии
- Повышена эффективность управления предприятием; - Снижено влияние ИТ-рисков; - Стандартизованы бизнес-процессы (в том числе в части управленческого учета и бюджетирования); - Привлечены новые клиенты; - Повышено качество обслуживания клиентов; - Выявлены и освоены новые каналы сбыта продукции; - Соответствие продукции промышленным стандартам качества и др.
Примеры ключевых показателей эффективности (KPI) реализации ИТ-стратегии
- Увеличено качество ИТ-сервисов; - Доступность ИТ-сервисов и время получения требуемой информации; - Повышена эффективность использования вычислительных средств; - Количество специалистов, прошедших обучение; - Соотношение «себестоимость/эффективность» ИТ-процессов; - Производительность труда ИТ-специалистов; - Количество допущенных ошибок и сумма затрат на их устранение и др. |